Снятие и установка двигателя
Силовой агрегат состоит из двигателя, сцепления и коробки передач. Снимают его с помощью гидроподъемника или тали, опуская из отсека двигателя на тележку. При этом наконечники валов приводов передних колес отсоединяются от силового агрегата и остаются на автомобиле.
|
Снятие силового агрегата: методы и техника безопасности |
Если принято решение о снятии двигателя для проведения капитального ремонта или ремонта основных узлов, то надо провести определенные подготовительные мероприятия.
|
Крайне важно определить место, где будут выполняться работы. Несомненно, лучшее место для этого – мастерская. Очень важно иметь оборудованную рабочую площадку, а также место для хранения автомобиля. Если ни мастерской, ни гаража нет, то потребуется ровная гладкая бетонная или асфальтовая площадка.
|
Промывка моторного отсека и двигателя перед снятием позволит содержать инструмент в чистоте и постоянном рабочем состоянии.
|
Также понадобятся подъемник или тельфер. Убедитесь в том, что эти устройства имеют запас по грузоподъемности и способны поднять двигатель со всеми навесными агрегатами. Соблюдение мер безопасности играет первостепенную роль, так как подъем двигателя из автомобиля – потенциально опасная операция.
|
Если работы по снятию двигателя проводятся неопытным лицом, то необходим помощник. Проконсультируйтесь и попросите помощь у тех, кто имеет опыт выполнения таких работ. Есть много способов работы по подъему двигателя из моторного отсека, которые исключают их выполнение в одиночку.
|
Заранее спланируйте свои действия. Раздобудьте все необходимые инструменты и оборудование перед тем, как начать работы.
|
К некоторым приспособлениям, обеспечивающим безопасность при снятии и установке двигателя, а также снижение трудозатрат, относятся (помимо подъемника) прочные подставки, полный набор ключей и оправок, деревянные колодки, ветошь и растворитель для уборки неизбежных луж от пролитых эксплуатационных жидкостей. Если предполагается взять подъемник напрокат, то договоритесь об этом заранее и выполните все работы, при которых этот механизм не потребуется. Это позволит сэкономить деньги и время.
|
Имейте в виду, что, возможно, долгое время вы не сможете пользоваться автомобилем. Для выполнения некоторых работ, недоступных в «домашних» условиях (из-за отсутствия специального оборудования), придется обращаться к услугам станции технического обслуживания или специализированной мастерской. Эти предприятия работают по плану, поэтому целесообразно проконсультироваться там до снятия двигателя, чтобы точно оценить затраты времени на ремонт и восстановление деталей.
|
При снятии двигателя всегда будьте очень внимательны. Необдуманные действия и спешка могут стать причиной серьезных травм. Заранее обдумывайте свои действия. Не жалейте на это времени, ибо главное – это работа без травм.
|
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,1 и 1,3 л |
Снятие и установка силового агрегата
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
При снятии силового агрегата следите за правильной установкой домкратов и подставок, а также за правильной строповкой двигателя.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
|
Примите меры по предотвращению скатывания и падения автомобиля с подставок во время работ под автомобилем.
|
Откройте капот, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее.
|
Снимите рычаги очистителя ветрового стекла вместе со щетками.
|
Снимите крышку воздухозаборника системы вентиляции салона автомобиля.
|
Снимите электродвигатель стеклоочистителя в сборе с тягами.
|
Снимите нижний защитный кожух.
|
Разъедините электрические разъемы жгута проводов электронной системы управления двигателя и электрический разъем фонарей света заднего хода.
|
На автомобилях с механической пятиступенчатой коробкой передач снимите рабочий цилиндр гидропривода сцепления.
|
Разъедините электрические разъемы датчика концентрации кислорода и датчика контрольной лампы давления масла.
|
Разъедините электрические разъемы заднего датчика концентрации кислорода и катушки зажигания.
|
Разъедините электрические разъемы датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика ВМТ поршня первого цилиндра.
|
Отсоедините от двигателя перемычки (шины) соединения с «массой» кузова.
|
Отсоедините шланг отбора разрежения от штуцера на корпусе вакуумного усилителя тормозов.
|
Отсоедините от двигателя подводящий и сливной топливопроводы системы питания.
|
Отсоедините от двигателя шланги системы вентиляции картера.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
Перед отсоединением топливопроводов предварительно сбросьте давление в системе питания двигателя.
|
Слейте жидкость из системы охлаждения.
|
Отсоедините шланги от охладителя масла автоматической коробки передач (если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач) (только на автомобилях с двигателями рабочим объемом 1,3 л).
|
ПРИМЕЧАНИЯ
|
Перед отсоединением шлангов нанесите на них метки, чтобы не перепутать их местами при установке.
|
Следите за тем, чтобы из отсоединяемых шлангов не выливались жидкости и масло. Заглушите отверстия для защиты от загрязнения.
|
Отсоедините от двигателя подводящий и отводящий шланги радиатора, затем снимите радиатор в сборе со шлангами.
|
Отсоедините от двигателя шланги отопителя салона (подводящий и отводящий).
|
Отсоедините от двигателя трос управления дроссельной заслонкой.
|
На автомобилях с механической коробкой передач отсоедините трос привода переключения передач.
|
На автомобилях с автоматической коробкой передач отсоедините трос привода управления от коробки передач (только на автомобилях с двигателями рабочим объемом 1,3 л).
|
Отсоедините от коробки передач гибкий вал привода спидометра.
|
Отверните болты крепления компрессора кондиционера и снимите его с кронштейна крепления.
|
Снимите пылезащитный чехол рулевого механизма, отверните болт клеммового соединения вала рулевого управления и снимите рулевой механизм.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
Предварительно нанесите метки взаимного положения клеммового соединения и шестерни привода рулевого механизма.
|
Поднимите автомобиль домкратом и снимите колесо.
|
Отсоедините тормозной механизм от поворотного кулака и подвесьте его на проволочном крючке к стойке подвески.
|
Отвернув болты крепления, отсоедините стойку подвески от поворотного кулака.
Снимите с поворотного кулака датчик частоты вращения колеса (при наличии антиблокировочной системы тормозов).
|
Отсоедините приемную трубу глушителей от выпускного коллектора.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
На время проведения работ подвесьте приемную трубу глушителей на крючке из прочной проволоки к кузову.
|
Подвесьте двигатель на цепях или тросах.
|
С помощью тали немного приподнимите силовой агрегат (на высоту, позволяющую выполнить дальнейшие операции).
|
Отверните болты крепления кронштейна подвески к двигателю.
|
Медленно поднимите силовой агрегат (чтобы снять нагрузку с кронштейнов подвески) и временно оставьте его в этом положении.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
Предварительно убедитесь, что от двигателя отсоединены все тросы, шланги, провода, электрические разъемы и т.д.
|
Снимите заглушки, расположенные на правом подкрылке, и отверните болты крепления кронштейна подвески коробки передач.
|
Отверните болты и гайки крепления поперечины.
|
Выньте силовой агрегат из моторного отсека, наклонив его коробкой передач вниз.
|
Установку силового агрегата проводите в порядке, обратном снятию.
|
После присоединения привода дроссельной заслонки отрегулируйте его, как описано в подразделе «Система питания».
|
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,5 и 1,6 л |
Снятие силового агрегата
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
При снятии силового агрегата следите за правильной установкой домкратов и подставок, а также за правильной строповкой двигателя.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
|
Примите меры по предотвращению скатывания и падения автомобиля с подставок во время работ под автомобилем.
|
Откройте капот, отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее.
|
Снимите рычаги очистителя ветрового стекла вместе со щетками.
|
Снимите крышку воздухозаборника системы вентиляции салона автомобиля.
|
Снимите электродвигатель стеклоочистителя в сборе с тягами.
|
Снимите нижний защитный кожух.
|
Разъедините электрические разъемы жгута проводов электронной системы управления двигателя.
|
Отсоедините электрический разъем генератора и датчика давления масла в системе смазки двигателя.
|
Отсоедините шланг отбора разрежения от штуцера на корпусе вакуумного усилителя тормозов.
|
Отсоедините от двигателя подводящий и сливной топливопроводы системы питания.
|
Отсоедините от двигателя шланги системы вентиляции картера.
|
Отсоедините шланги от охладителя масла автоматической коробки передач (если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач).
|
ПРИМЕЧАНИЯ
|
Перед отсоединением шлангов нанесите на них метки, чтобы не перепутать их местами при установке.
|
Следите за тем, чтобы из отсоединяемых шлангов не выливались жидкости и масло. Заглушите отверстия для защиты от загрязнения.
|
Слейте жидкость из системы охлаждения.
|
Отсоедините от двигателя подводящий и отводящий шланги радиатора, затем снимите радиатор в сборе со шлангами.
|
Отсоедините от двигателя перемычки (шины) соединения с «массой» кузова.
|
Отсоедините от двигателя шланги отопителя салона (подводящий и отводящий).
|
Отсоедините от двигателя трос управления дроссельной заслонкой.
|
На автомобилях с автоматической коробкой передач отсоедините трос привода управления от коробки передач.
|
Разъедините электрический разъем выключателя и электромагнитного клапана прекращения подачи топлива.
|
Отверните болты крепления компрессора кондиционера и снимите его с кронштейна крепления.
|
Поднимите автомобиль.
|
Отсоедините приемную трубу глушителей от выпускного коллектора.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
На время проведения работ подвесьте приемную трубу глушителей на крючке из прочной проволоки к кузову.
|
Отсоедините поворотный кулак от стойки передней подвески.
|
Отсоедините тормозной механизм от поворотного кулака и подвесьте его на проволочном крючке к стойке подвески.
|
Снимите с поворотного кулака датчик частоты вращения колеса (при наличии антиблокировочной системы тормозов).
|
Подвесьте двигатель на цепях или тросах. С помощью тали немного приподнимите силовой агрегат (на высоту, позволяющую выполнить последующие операции).
|
Отверните болт клеммового соединения вала рулевого управления.
|
Отверните болты крепления кронштейна подвески к двигателю.
|
Медленно поднимите силовой агрегат (чтобы снять нагрузку с кронштейнов подвески) и временно оставьте его в этом положении.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
Предварительно убедитесь, что от двигателя отсоединены все тросы, шланги, провода, электрические разъемы и т.д.
|
Снимите заглушки, расположенные на правом подкрылке, и отверните болты крепления кронштейна подвески коробки передач.
|
Отверните болты и гайки крепления поперечины.
|
Выньте силовой агрегат из моторного отсека, наклонив его коробкой передач вниз.
|
Установку силового агрегата проводите в порядке, обратном снятию.
|
После присоединения привода дроссельной заслонки отрегулируйте его, как описано в подразделе «Система питания».
|