Система управления двигателем MFI Hyundai Accent
1 – измеритель расхода воздуха “OBD”; |
2 – датчик температуры поступающего в двигатель воздуха; |
3 – измеритель расхода воздуха, кроме “OBD”; |
4 – датчик топливовоздушной смеси, кроме “OBD”; |
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости; |
6 – датчик положения дроссельной заслонки; |
7 – датчик положения распределительного вала; |
8 – датчик угла поворота коленчатого вала; |
9 – обогреваемый датчик кислорода; |
10 – топливные форсунки; |
11 – модулятор частоты холостого хода; |
12 – датчик скорости автомобиля; |
13 датчик детонации; |
14 – переключатель диапазонов коробки передач; |
15 замок зажигания; |
16 – блок управления двигателем ЕСМ; |
17 – реле системы кондиционирования воздуха; |
18 – электромагнитный клапан очистки канистры с активированным углем; |
19 – главное реле MFI; |
20 – катушки зажигания; |
21 – топливный насос; |
22 – датчик ускорения; |
23 – диагностический разъем. |
Управление топливной системой осуществляется блоком управления двигателем ЕСМ (Engine Control Module). Блок ЕСМ проводит регулировку угла опережения зажигания, определяет количество подаваемого в двигатель топлива, управляет системой снижения токсичности отработавших газов и частотой вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, а также сцеплением компрессора кондиционера и т.д. Блок ЕСМ изменяет режимы работы двигателя в зависимости от изменяющихся эксплуатационных режимов на основании сигналов от различных переключателей и датчиков. Например, блок ЕСМ регулирует угол опережения зажигания на основании сигналов датчиков, которые реагируют на частоту вращения коленчатого вала, температуру охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки, включенной в данный момент передачи, скорость автомобиля и т.д. Блок ЕСМ регулирует частоту вращения коленчатого вала холостого хода на основании сигналов датчиков, которые реагируют на положение дроссельной заслонки, скорость автомобиля, включенную в данный момент передачу и т.д. |
Датчик измерителя расхода воздуха “OBD” (MAF Mass Airflow Sensor)
Измеритель расхода воздуха обеспечивает самый прямой метод измерять нагрузки двигателя, так как он измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель. Поток воздуха поступает в двигатель через измеритель с нагретым и холодным проволочными элементами, образующими часть мостовой схемы. Ток, проходящий через нагретый проволочный элемент, поддерживает его постоянную температуру на постоянном уровне, которая выше, чем температура поступающего в двигатель воздуха. Масса воздуха определяется по силе тока, необходимой для поддержания температуры проволочного элемента. Чем больше поток воздуха и, естественно, его охлаждение, тем больше величина сигнала, подаваемого на блок ЕСМ. |
Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха “OBD” (IAT – intake air temperature)
Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха представляет собой термистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Блок ЕСМ учитывает сигнал датчика и корректирует ширину импульса, подаваемого на форсунки, в результате чего изменяется количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, а также изменяет угол опережения зажигания. |
Проверка датчика |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Измерьте напряжение между контактами 1 и 3 разъема датчика. |
Температура | Выходное напряжение |
0°C | 3,3–3,7 В |
20°C | 2,4–2,8 В |
40°C | 1,6–2,0 В |
80°C | 0,5–0,9 В |
2. Если выходное напряжение датчика отличается от требуемого, замените датчик.
Датчик давления, кроме “OBD” (MAF) |
Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе представляет собой чувствительный переменный резистор. Он измеряет давление во впускном коллекторе, которое изменяется в зависимости от эксплуатационных режимов двигателя и преобразовывается в напряжение. Датчик также используется для измерения атмосферного давления при запуске двигателя и обеспечивает режимы работы двигателя на разных высотах над уровнем моря. На основании информации от датчика блок управления двигателем регулирует количество подаваемого в двигатель топлива, а также изменяет угол опережения зажигания. |
Проверка |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Измерьте напряжение между контактами 1 и 4 разъема датчика.
Выходное напряжение при включенном зажигании и неработающем двигателе: 4–5 В Выходное напряжение на частоте холостого хода: 0,5–2,0 В |
2. Если выходное напряжение датчика отличается от требуемого, замените датчик. |
Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха (IAT – intake air temperature) Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха представляет собой термистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Блок ЕСМ учитывает сигнал датчика и корректирует ширину импульса, подаваемого на форсунки, в результате чего изменяется количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, а также изменяет угол опережения зажигания. |
Проверка |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 разъема датчика. |
Температура | Сопротивление |
0°C | 4,5–7,5 Ом |
20°C | 2,0–3,0 Ом |
40°C | 0,7–1,6 Ом |
80°C | 0,2–0,4 Ом |
2. Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик. |
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT) |
Датчик температуры охлаждающей жидкости контролирует температуру охлаждающей жидкости и на основании сигнала датчика блок ЕСМ вычисляет ширину импульса, подаваемого на форсунки, в результате чего изменяется количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, а также изменяет угол опережения зажигания. На холодном двигателе блок ЕСМ работает в режиме открытой петли, в результате чего в цилиндры двигателя подается более богатая топливновоздушная смесь и увеличивается частота вращения холостого хода. Это продолжается до достижения двигателем нормальной рабочей температуры. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите датчик с двигателя. |
2. Нагревая сосуд с водой и расположенным в нем датчиком, проверьте его сопротивление. |
Температура | Сопротивление |
–30°C | 22,22–31,78 кОм |
–10°C | 8,16–10,74 кОм |
0°C | 5,18–6,60 кОм |
20°C | 2,27–2,73 кОм |
60°C | 1,059–1,281 кОм |
40°C | 0,538–0,650 кОм |
80°C | 0,298–0,322 кОм |
90°C | 0,219–0,243 кОм |
3. Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик. |
Установка |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Нанесите на резьбу датчика герметик LOCTITE 962T. |
2. Вверните датчик в блок цилиндров и затяните его требуемым моментом.
Момент затяжки: 15–20 Н•м |
3. Подсоедините к датчику электрический разъем. |
Датчик положения дроссельной заслонки (TP) |
Датчик положения дроссельной заслонки передает информацию, на основании которой блок ЕСМ определяет, когда дроссельная заслонка закрыта, полностью открыта или находится в промежуточных положениях. Датчик жестко соединен с валом дроссельной заслонки. В зависимости от положения дроссельной заслонки изменяется сопротивление датчика. Для питания датчика с блока ЕСМ на него подается напряжение 5 В. Выходное напряжение датчика изменяется от 0,25 В при минимальном открытии дроссельной заслонки до 4,7 В при полном открытии дроссельной заслонки. |
Проверка |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоедините разъем от датчика положения дроссельной заслонки. |
2. Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 разъема датчика.
Сопротивление: 0,7–3,0 кОм |
3. Подсоедините омметр к контактам 1 и 3 разъема датчика. |
4. Медленно откройте дроссельную заслонку и убедитесь, что сопротивление датчика плавно изменяется пропорционально открытию дроссельной заслонки. |
5. Если сопротивление датчика отличается от требуемого или изменяется скачкообразно, замените датчик.
Момент затяжки: 1,5–2,5 Н•м |
Датчик положения распределительного вала (CMP) |
Датчик положения распределительного вала вырабатывает импульсы, на основании которых блок ЕСМ идентифицирует первый цилиндр и время открытия форсунки. |
Датчик угла поворота коленчатого вала (CKP) |
Датчик угла поворота коленчатого вала передает блоку ЕСМ информацию о положении коленчатого вала. На основании информации выходного сигнала этого датчика и сигналом датчика положения распределительного вала блок ЕСМ определяет угол опережения зажигания и цилиндр, в который необходимо подать топливо. При отсутствии выходных сигналов датчика двигатель не запустится. |
Проверка |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоедините разъем от датчика угла поворота коленчатого вала |
2. Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 разъема датчика.
Сопротивление: 0,486–0,594 кОм при 20°С |
3. Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик.
Зазор между ротором и датчиком угла поворота коленчатого вала: 0,5–1,0 мм Момент затяжки: 9–11 Н•м |
Датчик кислорода |
В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах датчик кислорода индуцирует напряжение от 0 до 1 В. На основании этих данных блок управления двигателем изменяет время открытия форсунок и соотношение топлива в топливновоздушной смеси. Для того, чтобы происходило полное сгорание горючей смеси и в отработавших газах отсутствовали вредные вещества, на 14,7 весовых частей воздуха должна приходиться 1 часть топлива. Датчик кислорода оборудован обогревателем, который поддерживает температуру датчика в определенном интервале при работе двигателя на всех эксплуатационных режимах. Поддержание определенной температуры датчика позволяет системе быстрее включиться в работу и работать в режиме холостого хода. |
Проверка |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Предупреждение
Перед проверкой прогрейте двигатель до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не будет равна 80–95°C. Точным цифровым вольтметром измерьте выходное напряжение датчика. |
Если выходное напряжение датчика отличается от требуемого, замените датчик.
Момент затяжки: 50–60 Н•м |
Топливные форсунки |
Топливные форсунки на основании сигналов от блока ЕСМ впрыскивают топливо в цилиндры двигателя. Количество подаваемого топлива зависит от времени открытия форсунок, т.е. от ширины импульса напряжения подаваемого на обмотку форсунки. |
Проверка |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. При работе двигателя на холостом ходу стетоскопом или пальцем руки проверьте работу форсунок по наличию щелчков. |
2. Если щелчки отсутствуют, проверьте надежность подсоединения разъемов к форсункам и выходное напряжение блока управления. |
3. Отсоедините разъем от топливной форсунки и измерьте сопротивление между контактами разъема.
Сопротивление: 15,9± 0,35 Ом |
4. Подсоедините разъем к топливной форсунке. |
Датчик детонации |
Датчик детонации реагирует на высокочастотные колебания блока цилиндров и преобразовывает их в электрические сигналы, величина которых увеличивается при увеличении детонации. На основании этих сигналов блок ЕСМ смещает момент зажигания в сторону запаздывания, в результате чего устраняется детонация. |
Топливные трубопроводы и шланги Топливные трубопроводы и шланги обеспечивают передачу топлива от топливного бака к топливной магистрали и форсункам и возвращают лишнее топливо в бак. Топливные трубопроводы, закрепленные на днище автомобиля, необходимо периодически осматривать на отсутствие вмятин и деформации, так как за счет сужения их проходов возможно ограничение потока топлива. Топливные трубопроводы и шланги также обеспечивают передачу паров топлива от топливного бака к канистре с активированным углем, где они собираются при выключенном двигателе. После пуска двигателя и прогрева до рабочей температуры блок управления двигателем открывает электромагнитный клапан, и пары топлива из канистры поступают в двигатель и сжигаются. |