Вадим Кицелюк: «Черная пятница» или как не попасть на крючок маркетологов

В этом году «Black Friday» или «Черная пятница» официально стартует 29 ноября 2019. Но некоторые бренды, пытаясь привлечь внимание покупателей, запускают масштабные распродажи еще за неделю до того, ища любую возможность затянуть вас в магазин. О том, как покупать лишнего, которого вам в конце концов придется избавиться и создать избыток отходов, и как оставлять углеродный след, поддерживая масс-маркет, рассказывает автор telegram-канала kogdata.ru Вадим Кицелюк.

Долгое время под «Черной пятницей» подразумевали обвал рынка золота, который произошел 24 сентября 1869. Это привело к упадку большого количества нью-йоркских фондовых бирж, железнодорожных акций, маклерских контор на Уолл-стрит.
В начале прошлого века появились первые упоминания распродаж вместе с появлением крупных универмагов (к тому времени вещи заказывались и шились индивидуально у портных по технологии «bespoke» – прим.ред.) Изготовление вещей «под заказ» занимало много времени – от одного месяца и больше – и требовало не менее трех примерок. Поэтому готовые костюмы, которые стали широко доступными, казались выгодным предложением. Например, Macy’s, одна из крупнейших на сегодня сетей розничной торговли США, еще в 1924 году на День Благодарения организовала грандиозный рождественский парад, который имел такой успех среди жителей Нью-Йорка, администрация Macy’s решила проводить его ежегодно, внедряя скидки для посетителей в течение недели.

Сам же термин появился набат позже, только в 1966 году, и означал сильные заторы на дорогах в пятницу после Дня Благодарения. Современная трактовка этого термина связано с идиомой «in the black», что буквально означает «положительный баланс», намекая, что кто-то же «выйдет в плюс» в этот день.

Большинство магазинов во всем мире открываются очень рано (около пяти часов утра), а крупнейшие торговые сети – даже в полночь для того, чтобы принять как можно больше людей. Обычно, первым покупателям предлагаются серьезные скидки (от 50 до 80%), поэтому некоторые смельчаки решаются ночевать под магазинами, чтобы не упустить шанс «схватить что-нибудь».
«Что-нибудь» хорошо характеризует «трофеи», которые удается вынести из магазина, ведь, как правило, это не что-то конкретное, а первое, что попало под руку. Классическим примером являются американские распродажи, где люди буквально сражаются за понравившуюся вещь пацанок. Те, кому повезло меньше, потом либо идут с чем, или дарят вещи своим близким (вместе с чеком, чтобы те могли вернуть их в магазин в случае, если они не понравятся – ред.), или возвращают их в магазин и просят часть денег назад, либо устраивают гаражную распродажу.

В Украине «Черная пятница» появилась в 2013-м году и уже завоевала почетное место в рейтинге «охотников за скидками». По данным Black Friday Global, более 30% украинцев готовы «охотиться» за дешевыми товарами.
Обычно скидки на различные товары составляют от 5% до 50%. Если в Америке это действительно вещи, которые можно приобрести по привлекательным ценам, то в Украине известны случаи, когда в погоне за прибылью, продавцы прибегают к разным трюкам, например, искусственно повышают начальную цену. В таком случае стоит быть очень внимательными. Если вам нужно купить какую-то вещь, лучше посетить магазин за несколько недель до события и зафиксировать стоимость к «падению» цены.

Как маркетологи заставляют нас покупать больше?

Думаю, многие сталкивались с историей, когда консультант в магазине начинает нахваливать товар, который по своим характеристикам хуже, чем он есть на самом деле, когда недостатки вдруг становятся преимуществами. Например, он очень рекомендует купить именно этот фен, хотя он и не очень мощный, но он меньше шумит, не так нагревается и меньше пересушивает волосы.
Очень часто дефекты выдают за авторский дизайн. Моей знакомой едва не продали белые туфли с «авторским налетом» в виде устаревшей грязи. Все же хотят иметь уникальную неповторимую вещь. Особенно, если удастся приобрести ее со скидкой.

Иногда завышают цены на какой-то определенный товар, а иногда – на товары-аналоги для того, чтобы избавиться нереализованной продукции. Даже если потребителю не очень нужна эта вещь, он обратит на нее внимание, ведь она имеет уникальную цену, гораздо ниже, чем вся остальная продукция в той же категории. Здесь срабатывают психологические механизмы – страх потерять возможности. Когда человек видит, что рядом все дорого, она подсознательно стремится приобрести «дешевую» вещь, опасаясь, что она тоже подорожает.
Чтобы создать спрос на тот или иной товар, сначала проводится масштабная рекламная кампания, а потом оказывается, что в продажу выходит очень ограниченная партия (limited edition) или вещей вообще нет в наличии.
Классическая история – акция «3 по цене 2», скидки на третью, четвертую и следующие вещи, что приводит к избыточному потреблению. Здесь действует простой расчет: человек видит не стоимость товара, а возможность получить что-то бесплатно или с большой скидкой. Она стремится сделать «выгодную» покупку с мнимой экономией.

Как не купить лишнего и сделать это максимально сознательно?

Не покупать вообще ничего,

Составить wishlist и надеяться, что кто-то это вам подарит;

Подождать и подумать, действительно ли вам нужны эти вещи, как долго вы будете ими пользоваться и что ждет их после того, как вы от них откажетесь;

Попробовать найти эту вещь у своих знакомых, вдруг она им не очень нужна;

Покупать, предварительно составив список необходимого;

Покупать локальное и качественное;

Покупать что-то, что имеет минимальный эко-след: поход на выставку или на театральное представление, о которой давно мечтали, поход в кино или на экскурсию за город вместе с друзьями, онлайн подписка на KOGDATA, лекцию или на курс, который давно хотели пройти… Любое , что не имеет физической формы, но приносить вам огромное удовольствие, подытоживает Вадим Кицелюк.

Adblock detector