Гетц Система смазки
- 1 Расход масла
- 2 Выбор масла для системы смазки двигателя
- 3 Проверка уровня масла
- 4 Замена масла в двигателе
- 5 Вместимость системы смазки двигателя, л:
- 6 Замена масляного фильтра
- 7 Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,1 и 1,3 л
- 8 Масляный насос
- 9 Проверка технического состояния
- 10 Сборка и установка
- 11 Датчик контрольной лампы давления масла
- 12 Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,5 и 1,6 л
- 13 Масляный насос
- 14 Проверка технического состояния
- 15 Сборка и установка
- 16 Датчик контрольной лампы давления масла
- 17 Проверка
- 18 Что нужно знать при замене масла
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных клапанов.
|
Масляный насос забирает масло из масляного поддона двигателя и подает его в масляный фильтр. Со стороны нагнетания масляного насоса находится перепускной клапан. При слишком высоком давлении масла клапан открывается и часть масла стекает обратно в поддон двигателя.
|
Через середину фильтрующего элемента масляного фильтра чистое масло поступает в главную масляную магистраль. При засорении фильтра обводной клапан, расположенный в корпусе масляного фильтра, подает неотфильтрованное масло непосредственно в главную масляную магистраль. В патрубке масляного фильтра находится обратный клапан, который препятствует опустошению масляных каналов и гидравлических толкателей клапанов двигателя. От главной масляной магистрали отходят каналы для смазки подшипников коленчатого вала. Через наклонные отверстия в коленчатом валу масло подается к шатунным подшипникам, а оттуда распыляется на поршневые пальцы и цилиндры. Одновременно по восходящим каналам масло подается в головку блока цилиндров и обеспечивает смазку подшипников распределительного вала и работу гидравлических толкателей.
|
Расход масла |
Говоря о расходе масла в двигателе внутреннего сгорания, подразумеваем только то его количество, которое расходуется при сгорании (расход на угар). Ни в коем случае не следует путать расход масла с потерей масла из-за негерметичности масляного поддона, крышки головки блока цилиндров и пр. Нормальный расход масла возникает вследствие сгорания небольшого количества в цилиндрах, а также из-за отвода остатков сгорания и частиц продуктов износа. Масло стареет под действием высокой температуры и давления в цилиндрах двигателя. На расход масла оказывают большое влияние и внешние факторы, такие как манера вождения, а также точность изготовления деталей двигателя.
|
Максимально допустимый при эксплуатации расход масла может составлять 1 л на 1000 км пробега.
|
По достижении метки «MIN» обязательно надо доливать масло (объем доливаемого масла не должен превышать 1 л).
|
Выбор масла для системы смазки двигателя |
Для смазки двигателей автомобилей Hyundai применяется всесезонное масло. Его можно использовать как в зимнее, так и в летнее время. Основой всесезонных масел являются жидкие сезонные масла (например, класса вязкости 15W). За счет так называемых загустителей масло стабилизируется в горячем состоянии, поэтому для каждого состояния обеспечиваются необходимые смазочные свойства. Буква «W» по классификации SAE указывает на то, что данное масло может использоваться зимой.
|
Легкоходные масла представляют собой всесезонные масла с антифрикционными присадками, при их применении возможна экономия топлива до 2%. Легкоходные масла имеют низкую вязкость (например, 10W-30). Они требуют специальной основы (синтетические масла).
|
Рекомендуемый класс качества масла по API – не ниже SG или SH.
Рекомендуемый класс вязкости масла по SAE – в зависимости от ожидаемой температуры окружающего воздуха до следующей замены масла.
|
Проверка уровня масла |
Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке.
|
Пустите и прогрейте двигатель.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
После длительного простоя автомобиля прогрейте двигатель примерно в течение 20 мин.
|
Остановите двигатель, подождите 2–3 мин и проверьте уровень масла.
|
Уровень масла должен находиться между метками маслоизмерительного щупа. При снижении уровня ниже метки «L» долейте масло до метки «F».
|
Убедитесь, что масло чистое, без примесей охлаждающей жидкости или бензина и имеет требуемую вязкость.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
|
На автомобилях, оборудованных двигателями с каталитическим нейтрализатором, необходимо следить за тем, чтобы уровень масла по маслоизмерительному щупу не был выше максимального. Если в автомобиль с каталитическим нейтрализатором залито слишком много масла, надо удалить его излишек из картера посредством слива или отсоса (специальным вакуумным насосом), в противном случае несгоревшее масло проникнет в систему выпуска отработавших газов и может разрушить каталитический нейтрализатор.
|
Замена масла в двигателе |
Пустите и прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
|
Остановите двигатель.
|
![]() |
Рис.Пробка маслосливного отверстия в масляном поддоне (обозначена стрелкой)
|
Снимите пробку маслоналивной горловины, отверните пробку маслосливного отверстия (на масляном поддоне), как показано на рис. и слейте масло из двигателя.
|
Заверните пробку и затяните ее моментом 35–45 Н·м.
|
Залейте в двигатель свежее масло через наливную горловину.
|
Установите пробку маслоналивной горловины.
|
Пустите двигатель и дайте ему поработать.
|
Остановите двигатель, проверьте уровень масла и при необходимости восстановите его до нормы.
|
Вместимость системы смазки двигателя, л: |
рабочий объем 1,1 л:
|
2,8 (без замены масляного фильтра);
3,1 (с заменой масляного фильтра)
|
рабочий объем 1,3; 1,5 и 1,6 л:
|
3,0 (без замены масляного фильтра);
3,3 (с заменой масляного фильтра)
|
Замена масляного фильтра |
Все двигатели Hyundai оборудуют съемными масляными фильтрами высокого качества, которые рекомендуется использовать для замены на всех автомобилях. Имеющиеся в продаже фильтры различны по качеству. Для обеспечения эффективного технического обслуживания следует использовать только фильтры высокого качества. Перед установкой нового фильтра удалите с привалочной поверхности блока цилиндров остатки резиновой прокладки старого фильтра.
|
Отверните масляный фильтр с помощью специального ключа.
|
![]() |
Рис. Смазывание резиновой прокладки масляного фильтра перед установкой
|
Нанесите чистое моторное масло на резиновую прокладку нового фильтра.
|
![]() |
Рис. Расположение масляного фильтра в моторном отсеке (вид снизу автомобиля)
|
Заверните масляный фильтр и затяните его моментом 12–16 Н·м.
|
Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек масла.
|
Остановите двигатель, проверьте уровень масла и при необходимости доведите его до нормы.
|
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,1 и 1,3 л |
![]() |
Рис. Элементы системы смазки двигателя рабочим объемом 1,3 л: 1 – передний сальник коленчатого вала; 2 – передняя крышка блока цилиндров; 3 – ведущая шестерня масляного насоса; 4 – ведомая шестерня масляного насоса; 5 – крышка масляного насоса; 6 – прокладка передней крышки блока цилиндров; 7 – прокладка маслоприемника; 8 – маслоприемник; 9 – масляный картер; 10 – масляный фильтр; 11 – пробка редукционного клапана; 12 – прокладка редукционного клапана; 13 – пружина редукционного клапана; 14 – плунжер редукционного клапана
|
![]() |
Рис. Элементы системы смазки двигателя рабочим объемом 1,1 л: 1 – передний сальник коленчатого вала; 2 – передняя крышка блока цилиндров; 3 – ведущая шестерня масляного насоса; 4 – ведомая шестерня масляного насоса; 5 – крышка масляного насоса; 6 – прокладка маслоприемника; 7 – маслоприемник; 8 – масляный картер; 9 – плунжер редукционного клапана; 10 – пробка редукционного клапана; 11 – пружина редукционного клапана
|
Масляный насос |
Снятие
|
Снимите ремень привода газораспределительного механизма.
|
Отверните болты крепления масляного картера.
|
Снимите масляный картер.
|
Снимите маслоприемник масляного насоса.
|
Снимите переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) в сборе.
|
Снимите крышку масляного насоса.
|
![]() |
Рис. Масляный насос в сборе: 1 – корпус масляного насоса; 2 – ведущая шестерня; 3 – ведомая шестерня; 4 – установочные метки
|
Выньте ведущую и ведомую шестерни из передней крышки блока цилиндров. На ведущую и ведомую шестерни нанесены установочные метки.
|
Отверните пробку редукционного клапана, выньте пружину и плунжер клапана.
|
Проверка технического состояния |
Проверьте масляный картер на наличие повреждений или трещин и при необходимости замените его.
|
Проверьте маслоприемник на наличие поломок, повреждений или трещин и при необходимости замените его.
|
Проверьте поверхности контакта корпуса и шестерен масляного насоса на отсутствие износа (особенно ступенчатого).
|
Проверьте зубья шестерен на отсутствие износа или повреждений.
|
![]() |
Рис. Проверка зазора между наружным диаметром и гнездом ведомой шестерни в корпусе насоса с помощью плоского щупа
|
Проверьте зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом ведомой шестерни в корпусе насоса.
|
Радиальный зазор между наружным диаметром и гнездом ведомой шестерни в корпусе насоса, мм:
|
двигатели рабочим объемом 1,3 л……0,12–0,18
двигатели рабочим объемом 1,1 л……0,10–0,18
|
![]() |
Рис. Проверка зазора между зубьями шестерен с помощью плоского щупа
|
Проверьте зазор между зубьями шестерен.
|
Номинальный зазор между зубьями шестерен, мм:
|
двигатели рабочим объемом 1,3 л……0,025–0,069
двигатели рабочим объемом 1,1 л……0,06–0,18
|
![]() |
Рис.Проверка зазора между торцом ведомой шестерни и плоскостью корпуса насоса с помощью плоского щупа
|
Проверьте зазор между торцом ведомой шестерни и плоскостью корпуса насоса.
|
Номинальный зазор между торцом ведомой шестерни и плоскостью корпуса насоса, мм:
|
двигатели рабочим объемом 1,3 л…..0,04–0,087
двигатели рабочим объемом 1,1 л…..0,04–0,095
|
Сборка и установка |
![]() |
Рис. Установочные метки шестерен масляного насоса
|
Установите в переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) ведущую и ведомую шестерни, следя за их правильным расположением по меткам.
|
Установите крышку масляного насоса и затяните болты крепления моментом 8–12 Н·м. После затяжки болтов проверьте плавность вращения шестерен насоса.
|
Установите плунжер и пружину редукционного клапана, нанесите моторное масло на плунжер. Затяните пробку клапана указанным моментом.
|
Момент затяжки пробки редукционного клапана масляного насоса, Н·м:
|
двигатели рабочим объемом 1,3 л…..40–50
двигатели рабочим объемом 1,1 л…..20–30
|
Проверьте рабочие кромки сальника коленчатого вала на отсутствие износа, коробления или повреждения.
|
Проверьте, не ослаблена ли пружина сальника.
|
![]() |
Рис. Установка переднего сальника на носок коленчатого вала
|
Установите оправку (или отрезок трубы подходящего диаметра) для запрессовки переднего сальника коленчатого вала на носок коленчатого вала. Нанесите моторное масло на наружную поверхность оправки и надвиньте усилием руки новый сальник по носку вала до соприкосновения с передней крышкой блока цилиндров. Всегда устанавливайте только новый сальник.
|
![]() |
Рис. Запрессовка переднего сальника коленчатого вала
|
Запрессуйте сальник оправкой.
|
Установите зубчатый шкив коленчатого вала, ремень привода газораспределительного механизма и шкив коленчатого вала.
|
Установите маслоприемник.
|
Очистите привалочные поверхности масляного картера и блока цилиндров.
|
![]() |
Рис. Нанесение герметика на фланец масляного картера
|
Нанесите герметик полиуретановый в паз фланца масляного картера.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
Толщина валика герметика должна составлять примерно 4 мм. Масляный картер должен быть установлен не позднее чем через 15 мин после нанесения герметика.
|
Установите масляный картер и затяните болты его крепления моментом 6–8 Н·м.
|
Датчик контрольной лампы давления масла |
Проверка
|
![]() |
Рис. Проверка наличия электрической цепи между выводом и корпусом датчика с помощью омметра
|
Проверьте наличие электрической цепи между выводом и корпусом датчика. При наличии обрыва цепи замените датчик.
|
![]() |
Рис. Проверка с помощью омметра наличия электрической цепи между выводом и корпусом датчика при нажатии на чувствительный элемент датчика: 1 – датчик контрольной лампы давления масла; 2 – чувствительный элемент датчика; 3 – омметр
|
Проверьте наличие электрической цепи между выводом и корпусом датчика при нажатии на чувствительный элемент датчика. Если при нажатии на чувствительный элемент цепь не размыкается, замените датчик.
|
Создайте в датчике разрежение 50 кПа через отверстие для подвода масла. Если при этом электрическая цепь между выводом и корпусом датчика отсутствует, то датчик исправен.
|
Убедитесь в герметичности датчика. Наличие утечки указывает на обрыв диафрагмы датчика. Датчик с поврежденной диафрагмой замените.
|
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,5 и 1,6 л |
![]() |
Рис. Элементы системы смазки двигателей рабочим объемом 1,5 и 1,6 л: 1 – передний сальник коленчатого вала; 2 – передняя крышка блока цилиндров; 3 – ведущая шестерня масляного насоса; 4 – ведомая шестерня масляного насоса; 5 – крышка масляного насоса; 6 – прокладка передней крышки блока цилиндров; 7 – блок цилиндров; 8 – масляный картер; 9 – прокладка маслосливной пробки; 10 – маслосливная пробка; 11 – плунжер редукционного клапана; 12 – масляный фильтр; 13 – пробка редукционного клапана; 14 – маслоприемник; 15 – прокладка маслоприемника; 16 – пружина редукционного клапана
|
Масляный насос |
Снятие
|
Снимите ремень привода газораспределительного механизма.
|
Отверните болты крепления масляного картера.
|
Снимите масляный картер.
|
Снимите маслоприемник масляного насоса.
|
![]() |
Рис. Масляный насос в сборе
|
Снимите переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) в сборе.
|
Выньте ведущую и ведомую шестерни из передней крышки блока цилиндров. На ведущую и ведомую шестерни нанесены метки.
|
Проверка технического состояния |
Проверьте переднюю крышку блока цилиндров на отсутствие трещин или повреждений и при необходимости замените её.
|
Проверьте передний сальник коленчатого вала на отсутствие износа или повреждения рабочих кромок.
|
Проверьте масляный картер на отсутствие поломок, повреждений или трещин и при необходимости замените его.
|
Проверьте маслоприемник на отсутствие поломок, повреждений или трещин и при необходимости замените его.
|
Проверьте поверхности контакта корпуса масляного насоса с шестернями насоса на отсутствие повреждений или износа.
|
Проверьте зубья шестерен на отсутствие износа или повреждений.
|
![]() |
Рис. Проверка радиального зазора между наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом в корпусе насоса с помощью плоского щупа
|
Проверьте зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом в корпусе насоса.
|
Радиальный зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и гнездом в корпусе насоса должен составлять 0,120–0,185 мм.
|
Зазор между зубьями шестерен должен быть 0,025–0,069 мм.
|
Зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса, мм:
|
ведомая шестерня…..0,04–0,09
ведущая шестерня…..0,040–0,085
|
![]() |
Рис. Проверка зазора между зубьями шестерен с помощью плоского щупа
|
Проверьте зазор между зубьями шестерен насоса.
|
![]() |
Рис. Проверка зазора между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса с помощью плоского щупа
|
Проверьте зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса.
|
Проверьте легкость перемещения плунжера редукционного клапана в гнезде корпуса насоса.
|
Проверьте пружину редукционного клапана на отсутствие деформации и поломки витков.
|
Длина пружины редукционного клапана, мм:
|
в свободном состоянии…..46,6
под нагрузкой 6,1 кгс….. 40,1
|
Сборка и установка |
Установите в переднюю крышку блока цилиндров (корпус масляного насоса) ведущую и ведомую шестерни, следя за их правильным расположением по меткам.
|
Установите крышку масляного насоса и затяните болты крепления моментом 8–12 Н·м. После затяжки болтов проверьте плавность вращения шестерен насоса.
|
Установите плунжер и пружину редукционного клапана, предварительно покрыв плунжер моторным маслом. Затяните пробку редукционного клапана моментом 40–50 Н·м.
|
![]() |
Рис. Болты крепления (A, B, C, D) передней крышки блока цилиндров
|
Установите переднюю крышку блока цилиндров с новой прокладкой и затяните болты крепления моментом 20–27 Н·м.
|
Длина болтов, мм:
|
А……. 30
В……. 45
С……. 60
D……. 22
|
![]() |
Рис. Запрессовка переднего сальника коленчатого вала
|
Запрессуйте оправкой сальник в отверстие передней крышки блока цилиндров.
|
Установите маслоприемник.
|
Очистите обе стороны прокладки масляного картера и привалочную поверхность блока цилиндров.
|
![]() |
Рис. Нанесение герметика на фланец масляного картера
|
Нанесите герметик в канавку фланца масляного картера.
|
Установите масляный картер и затяните болты его крепления моментом 10–12 Н·м.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
Толщина валика герметика должна составлять примерно 4 мм.
|
Масляный картер должен быть установлен не позднее чем через 15 мин после нанесения герметика.
|
Датчик контрольной лампы давления масла |
![]() |
Рис. Место установки датчика контрольной лампы давления масла на блоке цилиндров двигателя
|
Датчик контрольной лампы давления.
|
Проверка |
![]() |
Рис. Проверка наличия электрической цепи между выводом и корпусом датчика с помощью омметра
|
Проверьте омметром наличие электрической цепи между выводом и корпусом датчика. При наличии обрыва цепи замените датчик.
|
![]() |
Рис. Проверка с помощью омметра наличия электрической цепи между выводом и корпусом датчика при нажатии на чувствительный элемент датчика: 1 – датчик контрольной лампы давления масла; 2 – чувствительный элемент датчика; 3 – омметр
|
Проверьте наличие электрической цепи между выводом и корпусом датчика при нажатии на чувствительный элемент датчика. Если при нажатии на чувствительный элемент цепь не размыкается, замените датчик.
|
Создайте в датчике разрежение величиной 50 кПа через отверстие для подвода масла. Если при этом электрической цепи между выводом и корпусом датчика нет, то датчик исправен.
|
Убедитесь в герметичности датчика. Наличие утечки указывает на обрыв диафрагмы датчика. Датчик с поврежденной диафрагмой замените.
|
Что нужно знать при замене масла |
Во-первых, рекомендуется не только дать старому маслу полностью стечь, но и провернуть коленчатый вал двигателя на 5–7 оборотов, чтобы удалить оставшееся масло из масляных магистралей. Полезно также промыть двигатель (для этой цели применяют специальное масло для промывки) в течение 20–25 мин, при этом двигатель должен работать в режиме холостого хода.
|
Меняя масло, всегда следует заменять и фильтр. Старый, хоть и промытый, будет «как ложка дегтя в бочке меда».
|
Масло следует менять в закрытом помещении, где нет пыли и ветра.
|
При проверке уровня масла в картере двигателя тряпка, которой протирают маслоизмерительный щуп, должна быть чистой. Даже, казалось бы, незначительные частицы пыли, попавшие в двигатель, заметно сокращают срок его службы.
|
При замене масла меняют и прокладку пробки сливного отверстия в масляном поддоне двигателя, а также корпуса масляного фильтра (если он установлен). Прокладка входит в комплект масляного фильтра.
|
После замены масла полезно зафиксировать пробег автомобиля, дату замены, марку масла, чтобы при последующей его замене либо доливке было меньше проблем.
|
Не следует бояться того, что масло потемнеет уже после 1000 км пробега. Это свидетельствует лишь о том, что оно «работает» правильно – удерживает в себе нагар и моет поверхности деталей.
|