Tucson – Трансмиссия – Коробка передач
- Возможные неисправности механической коробки передач, их причины и способы устранения
- Замена сальников коробки передач
- Снятие и установка коробки передач
- Замена тросов управления коробкой передач
- Снятие и установка кулисы рычага управления коробкой передач
Коробка передач
Особенности конструкции
Рис. 6.5. Механическая коробка передач
: 1 – картер коробки передач; 2 – выключатель света заднего хода; 3 – кронштейн крепления полки аккумуляторной батареи с транспортной проушиной; 4 – рычаг вилки выключения сцепления; 5, 10 – кронштейны опор подвески силового агрегата; 6 – картер сцепления; 7 – кронштейн крепления тросов управления коробкой передач; 8 – сапун; 9 – датчик скорости; 11 – сальник полуоси; 12 – пробка отверстия для слива масла; 13 – рычаг переключения передач; 14 – рычаг выбора передач
На автомобили Hyundai Tucson для российского рынка с двигателем DOHC устанавливают пятиступенчатую механическую коробку передач M5GF1, а с двигателем V6 – четырехступенчатую секвентальную (с возможностью ручного управления) автоматическую коробку F4A42 (SHIFTRONIC™), установочные размеры которой аналогичны установочным размерам механической коробки. В связи с этим в данном разделе снятие и установка описаны на примере только механической коробки передач M5GF1.
Механическая коробка передач выполнена по двухвальной схеме с пятью синхронизированными передачами переднего хода. Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер 1 (рис. 6.5). К передней его части присоединен картер 6 сцепления. На левой стороне картера коробки передач, в его задней части, установлена стальная штампованная крышка, в которую ввернута пробка отверстия для заливки масла.
На первичном валу 3 (рис. 6.6) расположена зафиксированная на шлицах вала ведущая шестерня V передачи, ведущие шестерни I, II передач и передачи заднего хода изготовлены за одно целое с первичным валом, а ведущие шестерни III и IV передач свободно вращаются на игольчатых подшипниках.
Вторичный вал 5 изготовлен вместе с ведущей шестерней главной передачи 4, кроме этого на валу установлены свободно вращающиеся на подшипниках скольжения ведомые шестерни I, II, III, IV и V передач, а также передачи заднего хода.
Передачи переднего хода включаются осевым перемещением муфт двух синхронизаторов HI и V передач, установленных на вторичном валу, и муфты синхронизатора III—IV передач, установленного на первичном валу. Механизм переключения передач расположен внутри картера коробки передач (с его правой стороны). Снаружи находятся два рычага механизма – рычаг 13 (см. рис. 6.5) переключения и рычаг 14 выбора передач.
Привод управления механической коробкой передач состоит из кулисы 1 (рис. 6.7) рычага 3 переключения передач с шаровой опорой 2, установленной на основании кузова, двух тросов переключения 4 и выбора 5 передач, закрепленных на щите передка кузова в кронштейне 6, и механизма, установленного в картере коробки передач. Тросы выбора и переключения передач конструктивно отличаются друг от друга и невзаимозаменяемы.
Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес.
Рис. 6.6. Принципиальная схема механической коробки передач
: 1 – картер коробки передач; 2 – картер сцепления; 3 – первичный вал; 4 – главная передача и дифференциал; 5 – вторичный вал
Рис. 6.7. Привод управления механической коробкой передач
: 1 – кулиса рычага переключения передач; 2 – шаровая опора; 3 – рычаг переключения передач; 4 – трос переключения передач; 5 – трос выбора передач; 6 – кронштейн крепления тросов к щиту передка кузова; 7 – болты крепления кронштейна
Дифференциал конический, двухсателлитный. Герметичность соединения внутреннего шарнира привода левого переднего колеса с шестерней дифференциала обеспечивается сальником 11 (см. рис. 6.5). Аналогичный сальник, установленный с правой стороны картера коробки передач, уплотняет шейку правой крышки коробки дифференциала, выполняющей функцию приводного вала для раздаточной коробки.
Автоматическая коробка передач (рис. 6.8) с адаптивной системой управления обеспечивает выбор оптимального режима переключения передач практически для любых стилей вождения и дорожных условий.
Рис. 6.8. Автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка скомпонована по традиционной планетарной схеме с торможением фрикционами и соединена с коленчатым валом двигателя через гидротрансформатор. Особенностью коробки передач автомобилей Hyundai Tucson по сравнению с автоматическими коробками предыдущих поколений является возможность перехода из полностью автоматического режима управления в ручной режим (так называемая секвентальная коробка передач), при котором во время разгона автомобиля момент переключения на повышающую передачу водитель выбирает самостоятельно. При желании это позволяет добиться более интенсивного разгона по сравнению с автоматическим режимом, делая искусственную задержку переключения на повышающую передачу, и, таким образом, довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до диапазона максимального крутящего момента. В то же время электронная система управления постоянно контролирует скорость автомобиля, нагрузку двигателя и исключает ошибки водителя, не позволяя ему включить более высокую передачу при малой скорости движения, чтобы избежать перегрузки двигателя, или понижающую передачу на слишком большой скорости, что исключает возможность превышения максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя. При снижении скорости автомобиля передачи автоматически переключаются на более низкие без участия водителя. В момент полной остановки автомобиля автоматически включается I передача.
Привод управления автоматической коробкой передач тросовый, сконструирован по тому же принципу, что и привод управления механической коробкой, но отличается от него количеством и конструкцией деталей. Селектор автоматической коробки передач установлен на том же месте на тоннеле пола, что и рычаг управления механической коробкой, и соединен с блоком управления на коробке передач тросом.
Дифференциал автоматической коробки передач по конструкции полностью аналогичен дифференциалу механической коробки передач.
Для ремонта коробки передач, особенно автоматической коробки, требуются большой набор специальных инструментов и соответствующая подготовка исполнителя, поэтому в данном разделе рассмотрены только снятие и установка коробки передач, замена ее уплотнений, ремонт привода. В случае необходимости ремонта коробки передач обращайтесь на специализированный сервис.
Порядок замены масла в механической коробке передач описан в разд. 4 «Техническое обслуживание» (см. «Проверка уровня и замена масла в механической коробке передач»). Порядок проверки уровня рабочей жидкости в автоматической коробке передач описан в том же разделе (см. «Проверка уровня масла в автоматической коробке передач»). Замена рабочей жидкости в автоматической коробке передач довольно сложна и требует специальных навыков исполнителя и инструментов, поэтому для этой работы обращайтесь на сервис.