Замена ремня привода ГРМ Хендай Гетц
Ремень газораспределительного механизма или привод газораспределительного вала, а проще ремень ГРМ, на автомобиле Getz стоит менять через каждые 60 000 пробега. А если вы собрались произвести капитальный ремонт двигателя, то замена ремня ГРМ на Хендай Гетц обязательная процедура, ведь если он оборвется, то вся проделанная работа по ремонту двигателя будет насмарку. |
На автомобилях Хендай Гетц устанавливались 12 клапанные бензиновые SOHC двигатели объемом 1,1 л. 1,3 л. и 16 клапанные бензиновые DOHC двигатели объемом 1,4 л. 1,6 л. Был и 1,5 дизельный двигатель, но для России это редкий экземпляр. Принцип и порядок разбора и снятия ремня ГРМ для всей линейки двигателей Гетц практически одинаковый. Основным отличием в основном является расположение меток и то что для двигателей 1,1, если замена ремня производится без изъятия двигателя, дополнительно необходимо открутить кронштейн подвески двигателя, дабы он не мешал. Но обо всем по порядку. |
Порядок снятия |
1. Что бы освободить кронштейн подвески, домкратом приподнимаем двигатель. |
Рис. Место установки домкрата под двигателем
|
2. Открутив три гайки и болт крепящий кронштейн подвески к блоку цилиндров двигателя, снимаем кронштейн. |
Рис. Снятие кронштейна подвески двигателя
|
3. Для двигателей 1,4, вместо процедуры описанной ранее, достаточно снять переднее правое колесо и защиту двигателя. |
4. Далее, ослабьте четыре болта на 10, шкива насоса охлаждающей жидкости (она же помпа). |
5. Натяжка ремня насоса гидроусилителя руля (он же ГУР) происходит за счет самого гидроусилителя, поэтому ослабляем его и сдвигаем в сторону. |
6. Снимаем освободившийся поликлиновый ремень гидроусилителя. |
7. Выкручиваем болт натяжки ремня генератора и ослабляем основной болт крепления генератора. |
Рис. Ремни вспомогательных агрегатов двигателя
|
8. Отводим генератор в сторону и снимаем ремень. |
9. Далее, для снятия ремня кондиционера приоткручиваем гайку крепления и выкручиваем регулировочный болт на натяжном ролике. |
10. Снимаем ремень. |
11. Теперь, когда все поликлиновые ремни сняты, полностью откручиваем четыре болта и снимаем шкив помпы. Если вдруг вы забыли ослабить болты, застопорите шкив длинной отверткой или вторым гаечным ключом и открутите болты. |
12. Снимите верхнею защитную крышку привода газораспределительного механизма. |
Рис. Крышка привода газораспределительного механизма двигателя
|
13. Проверните коленчатый вал (он же коленвал) так, что бы метка на зубчатом шкиве газораспределительного вала (он же распредвал) совпадала с меткой на блоке цилиндров. |
Рис. Установочные метки на зубчатом шкиву распределительного вала и головке блока цилиндров двигателя рабочим объемом 1,1 л
|
Рис. Установочные метки на зубчатом шкиву А распределительного вала и головке блока цилиндров В двигателя рабочим объемом 1,4 л
|
14. Откручиваем и снимаем шкив коленвала, предварительно застопорив его путем включения пятой передачи и зажатой педали тормоза. Если у вас автоматическая коробка, то можно застопорить маховик, предварительно открутив защитную крышку. |
15. Далее, снимаем нижнею защитную крышку привода газораспределительного механизма. |
16. После снятия крышки, метка на зубчатом шкиве коленчатого вала должна совпадать с меткой на двигателе. Это означает что поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке ВМТ т.е. конец такта сжатия. |
Рис. Установочные метки на зубчатом шкиву коленчатого вала и блоке цилиндров (штифт) двигателя рабочим объемом 1,1 л
|
Рис. Зубчатый шкив коленчатого вала (на выноске показаны установочные метки)
|
17. На натяжном ролике ремня ГРМ ослабляем болт и отводим ролик в сторону где фиксируем его временно затянув болт. |
Рис. Ослабление затяжки болта крепления натяжного ролика и смещение ролика к насосу охлаждающей жидкости (двигатель рабочим объемом 1,1 л)
|
Рис. Смещение натяжного ролика ремня привода газораспределительного механизма к насосу охлаждающей жидкости
|
18. Снимаем ремень ГРМ. При необходимости меняем (советую сразу заменить) обводной ролик (на DOHC двигателях) и натяжной ролик. |
Порядок проверки ремня |
Если снятие ремня ГРМ выполнялось по причине неисправностей других агрегатов, то настоятельно рекомендую перед обратной установкой произвести проверку ремня и роликов на отсутствие дефектов. |
Ремень следует заменить если на нем есть хоть один из следующих дефектов. |
1. Наружная часть ремня стала твердой, глянцевой и при нажатии ногтем не оставляет следа. |
2. Наружная поверхность ремня в трещинах. |
3. Внутренняя поверхность ремня покрылась трещинами или имеются обрывы зубьев. |
4. Зубья ремня изношены настолько, что аж: видны нити корда, резиновый слой изношен, появился белесый цвет, зубья ремня уменьшились в размере, появились трещины в основании зубьев . |
5. Отсутствует хотя бы один из зубьев. |
6. Появились трещины на кромке ремня. |
Порядок проверки ролика натяжки |
1. Попробуйте покрутить натяжной ролик, вращение должно быть легким и плавным, убедитесь в отсутствии люфта и постороннего шума. |
2. Проведите визуальный осмотр ролика натяжки. Убедитесь в отсутствие трещин, повреждений и деформаций. |
Порядок установки ремня |
Рис. Установка зубчатого ремня: 1 – зубчатый шкив коленчатого вала; 2 – обводной ролик; 3 – зубчатый шкив распределительного вала; 4 – натяжной ролик
|
1. Перед установкой ремня, заново проверьте метки на зубчатых шкивах коленвала и распредвала. Ремень надеваем сначала на зубчатый шкив коленвала а затем распредвала и натяжной ролик. |
2. Обратите внимание на стрелочки направления на ремне грм, именно в эту сторону должен крутиться ремень. |
Рис. Стрелками показано направление вращения зубчатого ремня
|
3. Ремень ГРМ следует установить так, чтобы его нисходящая ветвь была натянута. |
4. Далее, ослабляем регулировочный болт, ранее отведенного в сторону натяжного ролика. |
5. Поверните распредвал в направлении вращения (по часовой стрелке) на два зуба зубчатого шкива (на 15°). |
6. Приложите усилие на натяжной ролик и после того как ремень плотно сядет в пазы, затяните болты. |
7. Проверьте натяжку ремня ГРМ. Взявшись рукой за ролик натяжителя ремня с умеренным усилием прижмите к нему ведущую ветвь. Зубья ремня должны дойти примерно до половины болта крепления натяжного ролика. На двигателе 1,1 л. расстояние между стороной ремня и центром отверстия болта крепления крышки ГРМ в блоке цилиндров составляет около 20 мм. |
Рис. Схема проверки натяжения зубчатого ремня двигателя рабочим объемом 1,1 л
|
Рис. Проверка натяжения зубчатого ремня
|
8. Для проверки сделайте два оборота коленвалом и сверьте положение меток, если метки не совпадают повторите действия по снятию и установке ремня. |
9. Сборка остальных деталей производится в обратной последовательности. |
Момент затяжки |
Двигатель 1,1 л. Н·м |
Болт крепления шкива коленчатого вала….140–150 |
Болт крепления зубчатого шкива распределительного вала….80–100 |
Болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня….22–30 |
Болты крепления крышки привода ГРМ….10–12 |
Гайки и болты крепления кронштейна подвески к двигателю….35–55 |
Стопорный болт генератора….12–15 |
Болт крепления шкива водяного насоса….8–10 |
Двигатель 1,3 1,4 1,5 1,6 л. Н·м |
Болт крепления шкива коленчатого вала….140–150 |
Болт крепления зубчатого шкива распределительного вала….80–100 |
Болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня….20–27 |
Болты крепления крышки привода ГРМ….10–12 |
Гайки и болты крепления кронштейна подвески к двигателю….35–55 |
Стопорный болт генератора….15–22 |
Болт крепления шкива водяного насоса….8–10 |
Болт крепления обводного ролика зубчатого ремня…. 43–45 |